• Метод Архетипических Путешествий

Лилит

Эриннии

Медуза Горгона

Ехидна

Лернейская Гидра

Тиамат

Яхве

Иштар

Абраксас

Люцифер

Баал

Хозяйка Медной горы

• Зарисовка на тему становления
Женщиной на примере мифа
об Ариадне


• Ах какая драма – пиковая дама…

• Мифодрама

Рейтинг@Mail.ru

Архетипическое путешествие с богиней Тиамат

- Здравствуй, Тиамат.

- Здравствуй.

- Тиамат, у тебя есть какое-то вступительное слово или мне начать с вопросов?

- Начни с вопросов. Мне бы хотелось, чтобы они звучали хаотически, в разных контекстах. У меня нет потребности придерживаться одной сюжетной линии.

- Хочу заметить, что в теории принятия решений и методологии Щедровицкого среди стратегий существует хаотическая стратегия, когда те же вопросы задаются не в каком-то порядке и даже независимо друг от друга, а просто врассыпную. И делается это, если это психологический сеанс, для того, чтобы сбить пациента с какой-то жесткой линии поведения, в которую он уперся. В то время, как он отвечает на хаотические вопросы, его внимание размягчается, и он становится более текучим, подвижным и гибким.

- Ты сейчас как раз перечислил некоторые качества моего потока.

- Скажи, пожалуйста, стихия воды и хаос – что это за сочетание? И что это за хаотическое состояние?

- Я бы хотела начать с хаоса, как некой первоматерии, содержащей в себе множество потенций в самых различных вариациях и состояниях. В реальной природе протекает множество хаотических процессов, но человек не воспринимает их как хаос. Движущемуся потоку воды присущи хаотические состояния. Если проследить эволюцию жизни на Земле, жизнь произошла из воды. Но я бы хотела поговорить сейчас о хаосе, из которого рождаются образы, созидающие душу, душу отдельного человека и Мировую Душу. Эти образы неразрывно связаны с эмоционально – чувственной сферой человека, со стихией воды.

- Если говорить чисто физически, то хаотическая жидкость – это то состояние вселенной, когда еще не сформировались звезды и, тем более, планеты, а существуют хаотические сгустки плазмы, жидкостной структуры, которые разлетаются, носятся в хаотическом порядке. И лишь потом, сталкиваясь и разбегаясь друг с другом, по мере отвердевания они приобретают форму звезд, звездных систем, планет и т.д. Неужели древние шумеры заглянули так далеко в космологическую историю вселенной? Ведь подобное описание появилось только в 20 – м веке нашей эры.

- Патриархальные культуры возникали на основе затухающих матриархальных, перенимая у них некое наследие, в том числе очень глубокие образные метафорические ряды. В ранних матриархальных культурах были развиты визионерские способности, об этом, кстати, тоже сейчас пишут некоторые современные исследователи.

- Но взгляд на происхождение вселенной – это только одна сторона метафоры, а с другой стороны речь идет о неком человеческом состоянии, очевидно, или проточеловеческом?

- Да, когда эго еще не выделилось, и различные силы растаскивают внутренний мир человека в разные стороны – это и есть то проточеловеческое состояние хаоса, когда нет оси, которая создается позже. В хаотическое состояние уже сформировавшийся человек попадает на короткие отрезки времени при мощных скачках сознания, когда эго как бы размывается, отпускает бразды правления, происходит распад жесткой системы, и формируется нечто новое. В хаосе есть все частоты, и если у нас есть какая-то система, в которой чего-то недостает, то опустив ее в состояние хаоса, пустоты в ней мы так или иначе заполним.

- Тебя представляли как ужасного дракона в женском обличье. Что это?

- Дракон – это символ стихийной первозданной мощи, с которой герои западных культур считали своим долгом сражаться и уничтожать. А вот в тех культурах, где мужская и женская энергии не противопоставляются друг другу, к символу дракона иное отношение.

- Почему женская природа у истоков западной цивилизации отождествлялась с хаосом?

- Спонтанность, нелогичность, поведение, не подчиняющееся законам разума – иррациональность, Мифос, которого боится Логос, потому что не в состоянии просчитать его. Это та сила, которую невозможно поставить под контроль и сделать предсказуемой. Ее можно лишь вытеснить силовыми методами не какое-то время, но лишь затем, чтобы она вернулась еще более сильная и разрушительная. Это постоянно повторяющийся бой героя с драконом, происходящий как во внутреннем мире отдельно взятого человека, так и в крупных социальных процессах. Войны, революции, всплески анархии, подавляемые методами диктатуры – циклически повторяющаяся динамика развития Западной цивилизации.

- Анархия, революция, война – все это женские лики, по крайней мере в русском языке. И афинский Логос, пытающийся накинуть на все это какую-то правовую юридическую сеть из законов и предписаний.

- Это постоянно и происходит. Происходит стихийный выплеск силы, энергии, сметающей все на своем пути, которую, когда накал буйства стихии спадает, Логос начинает структурировать. Он структурирует ее до такой степени, что и структурировать уже нечего. Хороший пример тому – множество абсурдных законов, принятых в разных штатах США, предписывающих отношения мужчины и женщины, вплоть до выбора сексуальных поз, а также ювенальная юстиция, о принятии которой сейчас ведутся разговоры в России.

- Что же, получается невозможно гармоничное сочетание феминного и маскулинного?

- Возможно, но при совсем другой динамике. Когда творческая женская энергия порождает нечто живое, образы, которые мужская энергия воплощает в жизнь, придает им достойную огранку, при этом маскулинное заботится о феминном, помогает ему раскрыться, расцвести и плодоносить.

- Современный Логос – это не свойство маскулинности в целом, а, скорее, определенного вида маскулинности, который стал доминировать – патриархальности. Правильно я понимаю?

- Да. Патриархальность давит не только феминность, но и маскулинность. Чем более угнетаема феминность в межличностных и социальных отношения, тем больше у нее власти на уровне бессознательных проявлений, таким образом набирает силу материнский комплекс, не давая возможности маскулинному повзрослеть. В психическом пространстве убийство дракона стало не ритуалом, за которым следует трансформация, а реальностью. Все это во многом объясняет не только современную маскулинизацию женщин, но и незрелость многих мужчин, которые так и проживают всю жизнь юношами, не будучи в состоянии разорвать материнскую пуповину. Канули в небытие многие обряды – инициации, в ходе которых дети, подростки, а затем юноши и девушки получали слепки – состояния, на основе которых они могли развивать свои гендерные качества.

- А как произошло, что цивилизация пошла таким путем? Было это необходимостью или случайностью?

- Это часть более глобального и очень давно запущенного процесса. Появление патриархата – это уже закономерное колебание маятника от матриархата, явление которого – это тоже отклонение от равновесия. Уместно говорить о патриархате как о части глобального цикла.

- Некоторые аналитики, тот же Нойманн рассматривает первую фазу развития сознания как уроборическую, а уже из нее выходит фаза Великой Матери – матриархат. Исходя из этого можно, очень условно, конечно, предположить некое первичное состояние и цивилизацию, существовавшую совсем по другим законам. А кто такой Мардук и что он символизирует в мифе?

- Как раз - таки Логос, структурирующий и упорядочивающий, создатель цивилизации.

- Почему древний миф так красочно, в подробностях живописует твое убиение Мардуком? Какое отношение это жестокое описание имеет отношение к современному Логосу? Понятно, что древние шумеры все – таки жили в других условиях и при других порядках.

- Если сейчас включить телевизор или пролистать с десяток наиболее популярных книг, то можно увидеть все те же убийства и кровопролития, ежедневно наблюдаемые и постоянно совершаемые среднестатистическим человеком в условном виртуальном пространстве. Более того, в виртуальном пространстве эти образы становятся еще более жестокими и изощренными. И именно так относится западная цивилизация к планете, ее породившей, бездумно и жестоко разграбляя ее недра и ресурсы, уничтожая флору и фауну ради быстрого удовлетворения собственных потребностей. И так среднестатистический человек относится к своей телесной природе, регулярно насилуя ее и травя, навязывая ей чуждые и вредоносные графики и расписания.

- Если брать тебя, Тиамат, как самую древнюю представительницу феминности, то что там, на дне феминности?

- Бездна.

- Хорошо. А какие свойства феминности прежде всего ты воплощаешь?

- Ключевое слово – творчество. Это именно та творческая энергия, которая имеет доступ к глубинам того Хаоса, в котором все есть, и из которого все происходит, откуда можно черпать все новые образы. Те образы, которые закладывают предстоящее развитие как отдельно взятого человека, так и этносов, культур, человечества в целом.

- Да, динамический хаос как раз стал активно изучаться наукой с середины 20 века, и возникла теория самоорганизующихся систем. Именно из динамического хаоса возникают структуры разных свойств и порядков.

- Еще я бы хотела отметить спонтанность, яркость восприятия, гибкость, свобода мышления. Человек, в котором мой канал раскрыт, находится в непрерывном процессе жизнетворчества. Он сам творит мифы собственной жизни и свободен от навязываемых извне авторитетов и общепринятых установок.

- А как может быть в человеке раскрыт твой канал, когда ты постоянно убиваешься Мардуком?

- С одной стороны, этот миф постоянно проигрывается, а с другой стороны, пришло то время, когда энергия феминности выплескивается в мир, истекает в него где-то тонкими ручейками, где-то наступает цунами. Явление постмодернизма, размытие границ на самых различных уровнях, появление разнообразных субкультур – все это составляющие одного глобального процесса.

- Мне сейчас хочется развить мысль, на которой обычно не акцентируют внимание исследователи мифологии. Архетип и миф находятся одновременно в двух стадиях. С одной стороны в стадии вечности, где миф неизменен, где Мардук на протяжении 10 000 лет постоянно убивает Тиамат и т.д. А с другой стороны, и это парадокс, в связи со смешиванием разных культур, миграциями, деяниями людей, и миф и архетип тоже меняются. Т.е. существует сад расходящихся тропок мифов, на одной из которых Мардук не убивает Тиамат, на другой, может быть, Тиамат убивает Мардука, на третьей они могут подружиться и т.д. С одной стороны существует неизменность архетипа, а с другой стороны он изменяется, и в наше время он уже не тот, что прежде и существует во множестве вариантов. И это совершенно новый взгляд на архетипическую природу. И сейчас начинают появляться эти новые варианты, по которым можно двигаться.

- Да, это так. Но необходимо учесть, что, скажем так, первичная форма мифа находится на глубине бессознательного, и чтобы сойти с этой, уже накатанной глубокой колеи, многим необходимо душевное усилие.

- То есть, существует потенциальная возможность, и движения души могут способствовать тому, чтобы, что называется, шарик покатился по одной развилке, или по другой, или по третьей…

- Именно это я имела в виду, когда говорила о жизнетворчестве, но это – душевный труд.

- А что такое – душевное движение, которое способно воплотить новый сценарий? Это возможность дать через себя проявиться архетипу какому-то, например тебе, Тиамат? Или наоборот, Мардуку? Или вам вместе, но в ином контексте?

- Здесь много вариантов. Если мы говорим о человеке, который осознанно подходит к этому вопросу, интересуется мифологией, то ему необходимо сначала увидеть, как в нем проживается классический миф, в каких контекстах, какие жизненные ситуации и отношения его отражают.

- А если говорить о человеке, не знакомом с мифом и архетипическими работами?

- Сейчас наступает то время, переходная эпоха, когда практически перед каждым человеком будут ставиться развилки, на которых будет необходимо делать значимые для него выборы. Внешне они могут быть достаточно тривиальными, но суть их будет – пойти по накатанному пути или прокладывать свою дорогу.

- У меня возник новый хаотический поток ассоциаций. Когда люди говорят бог или боги, они считают, что это нечто неизменное, абсолютное и т.д., но ведь бог сегодня в 21 веке, бог в 19 веке, бог до Рождества Христова, бог 3 000 лет назад – они совершенно различны. Это не нечто объективно существующее, это то, что в связке с человеческим сознанием, с коллективным бессознательным является историчным понятием, зависящим от эпохи, культуры, мировоззрения.

- Я бы отметила существование архетипической эволюции, неких базовых символических образов, которые прорастают сквозь пласты различных культур, обрастают новыми качествами, обретают новые имена. И чем глубже человек сможет проникнуть по этой цепочке, тем ближе он станет к собственному глубинному архетипу, к богу в себе.

- Если вернуться к взаимоотношениям мужчины и женщины, как проигрывается миф о тебе и Мардуке, и какие движения души возможны для того, чтобы изменить эту позицию? Какие сценарии стоят за этим мифом в жизни конкретных людей нашего времени?

- Потребительское отношение друг к другу и жажда власти.

- Поясни, пожалуйста.

- Творение Мардуком мира из моей плоти и крови.

- Для того, чтобы его назначили главным среди богов?

- В том числе. Причем, потребляют не только мужчины женщин, но и женщины самоутверждаются за счет мужчин.

- Есть ли способы направить этот миф конкретной паре, пришедшей на психологическую консультацию и осознающей этот миф в себе, в новое русло?

- Возможен выход на равноценные партнерские отношения, когда доминанта внимания каждого не укоренена намертво в собственных нарциссических потребностях, а гибка, и человек видит также потребности любимого человека и заботится о нем. Проблема современного человека в его отрезанности от мира, в замкнутости в собственном крошечном мирке, в узости контекста, с которым себя он отождествляет, в его закороченности на собственной персоне. Отсюда процветание потребительства, стремление получить максимум выгоды для себя с минимальными вложениями. Нарушен баланс получения – отдачи. Человек, который раскроет в себе мой поток, прекратит его подавлять, сможет почувствовать, ощутить свою вписанность во множество жизненных процессов, множество различных ритмов, будет способен увидеть взаимосвязи между природными, социальными, планетарными и индивидуальными циклами, действительно почувствовать себя частью мирового океана. Стремление участвовать в общем потоке жизни, вкладывать в него частицу и своей души станет естественным.

- Скажи, пожалуйста, Тиамат, а как ты переживаешься человеком?

- Оператор, через которого я сейчас говорю, переживает состояние расширения, наполненности, радости и непосредственности. Еще хочу отметить чувство собственного достоинства и внутренняя уверенность в собственной уникальности и самоценности. Одно из пиковых переживаний, близкое к экстатическому – восторг творения.

- Я сейчас озвучу еще один поток сознания. Матриархат – событие грандиозного порядка. Патриархат – событие грандиозного порядка. Это события грандиозного порядка, надличностные, но события. Если следовать этой логике, то существуют некие ценности, тоже надчеловеческие, при динамике которых происходит смена событий. Получается, что в том же самом коллективном бессознательном или ноосферическом сознании, пока не могу четко сформулировать, происходит некая переоценка ценностей. И это тоже самоорганизующийся процесс, источником которого является хаос.

- Как ты уже упоминал, ученые современности не случайно последние десятилетия интересуются феноменом хаоса, который в определенных контекстах может стать регулирующей, уравновешивающей силой.

- Да. Причем изучается как в целом, так и в совершенно частных случаях: в исследованиях турбулентных потоков, гидродинамики, лазерного излучения, эволюции каких-то видов, генетики.

- Если вернуться к вопросу о том, как со мной соприкоснуться, я бы порекомендовала начать с осознанного изменения отношения к потоку хаотических событий, периодически вторгающемуся в жизнь каждого человека. "Случайности" не нужно преодолевать - это врата, могущие вывести на совершенно новые просторы. Если цепочка запланированных пошагово событий начинает развиваться по иному сценарию, то можно, затрачивая уйму усилий, пытаться перетянуть пространство, увязать его с первичным планом, а можно позволять событиям происходить и обратить внимание на возникающие новые, часто совершенно неожиданные возможности. Для этого нужно перестать бороться с ситуацией, на какой-то момент отстраниться от нее и спросить себя: для чего мне эта ситуация?

- Мы с этого и начали, когда я говорил о стратегиях и хаотической стратегии в частности. Независимо от того, выбирает ли ее человек или случается она по воле архетипических движений, потоков энергий, цель хаотической стратегии – это разрушение жестких установок. В этом отношении хаос более чем целителен. Есть еще какая-то тема, о которой ты бы хотела сейчас поговорить?

- Да. У человека, как правило, ежедневно рождается много спонтанных импульсов - побуждений, желаний, идей. При этом он многие из них откладывает на потом, многие забывает, и они так и висят грузом, некой ношей, постоянно растаскивающей его силы, его внимание, застрявшее там. Я бы хотела подчеркнуть необходимость завершения того, что зачинается. И не в том смысле, что та идея, которая была задумана в самом начале, должна непременно воплотиться, она может видоизмениться, от нее можно отказаться – и это тоже завершение. Смысл в том, что она не должна оставаться висеть, позабытая, в пространстве.

- Гештальттерапия как раз этим и занимается – завершением недоделанных процессов.

- Это очень полезная деятельность. Кроме того, в психике человека происходит некий самоорганизующийся процесс утилизации того висящего груза, но у среднего человека, скажем так, постоянно поступающий объем незавершенных импульсов превышает тот объем, который может естественным образом устраняться. И смысл в том, чтобы взять на себя ответственность за чистоту и экологичность собственного пространства.

- Спасибо, Тиамат. Ты удовлетворена сегодняшней беседой?

- Да. Я рада, что она состоялась. Спасибо.