• Метод Архетипических Путешествий

Лилит

Эриннии

Медуза Горгона

Ехидна

Лернейская Гидра

Тиамат

Яхве

Иштар

Абраксас

Люцифер

Баал

Хозяйка Медной горы

• Зарисовка на тему становления
Женщиной на примере мифа
об Ариадне


• Ах какая драма – пиковая дама…

• Мифодрама

Рейтинг@Mail.ru

Надежда Прокофьева
«Великая Мать Тиамат: миф о творении»

Начиная с 2000 года я веду пролонгированную группу личностного роста «Харизма в архетипах человеческого бессознательного». Мы встречаемся раз в месяц и погружаемся в один из двенадцати архетипов, согласно зодиакальному кругу. Мы исходим из того, что планеты символически можно рассматривать как некие первичные идеи. Группа, работающая сейчас, состоит из зрелых, смелых, заинтересованных участников. В конце апреля в рамках архетипа планеты Нептун и соответствующего ей праобраза изначальных вод мы делали мифодраму по древнейшему из записанных человеком мифов о творении – шумеро-аккадский миф о Великой Матери Тиамат.

Коротко напомню содержание мифа.

В аккадской мифологии персонификация пресных вод и пустоты Апсу и его супруга, персонификация соленых вод и хаоса, Тиамат породили старших и младших богов, всего - четыре поколения. Но веселье порожденных им богов раздражало Апсу. Вместе со своим сыном и советником Мумму он решает погубить своих детей и внуков.

Его внук, бог плодородия Эа усыпил и убил Апсу и Мумму, завладев его тайными силами и символами власти. Над убитым Апсу он возвел дворец, в котором вместе со своей супругой Дамкиной зачал сына по имени Мардук.

Тем временем Тиамат, подстрекаемая своими первенцами, решила отомстить за убитого супруга, и породила войско из одиннадцати чудовищ (человеко-скорпион, дракон, лев, многоголовая овца, гидра и т.д.). Одного из своих первенцев, Кингу, она сделала своим супругом и вручила ему символы власти - таблички судеб «ме». Младшее поколение богов испугалось такой мощи Праматери и призвало на помощь молодого и прекрасного Мардука, который утвердил свое могущество, зажигая и гася звезды. Мардук согласился победить Тиамат в том случае, если боги признают за ним верховную власть.

Настал момент великой битвы. Тиамат раскрыла огромную пасть, чтобы проглотить войско богов, но Мардук наслал могучие ветры, которые проникли в ее чрево, и убил ее, пронзив стрелой. Затем он взял в плен Кингу и расправился с войском чудовищ.

Решив после этого создать новый, упорядоченный мир, Мардук рассек надвое тело Великой Праматери Тиамат, сделав из верхней ее части небо, а из нижней - землю. Он убил Кингу, и, смешав его кровь с глиной, сотворил людей. Затем Мардук создал небесный Вавилон с храмом Эсагила и установил на небе свой лук. Так космос был создан из хаоса, а первый человек – из крови первозданного чудовища.

В случае нашей мифодрамы миф сразу пошел мощными, порывистыми рывками. Сначала пресные воды не хотели смешиваться с солеными, желая пребывать в изначальном покое и безмятежности. Затем группу захлестнули энергии творения, древние и мощные. Группа рождалась и рожала, и было это похоже на древнюю мистерию. И когда сотворение сущностей первых трех поколений богов было завершено, начал разворачиваться глубокий изначальный конфликт между ними (активность боролась против пассивности, силы нарождающегося космоса - против сил хаоса).

Участник, играющий роль Апсу, не успел даже заявить о своем недовольстве поведением младших богов, и потому Эйе не понадобилось его убивать: он умер сам. Напряжение было столь велико, что играющий Апсу участник упал в обморок, и не приходил в сознание до тех пор, пока с него не сняли роль.

Интересно, что конфликт был заложен в мифе, и хотя не было объективных причин для разделения на противоборствующие силы, тем не менее, он разворачивался, т.к. мифу во что бы то ни стало нужно было реализоваться в полной мере, и здесь он был сильнее сознательной воли людей. Так и не успевший совершить свое преступление, дав пагубный (по мифу) совет, Мумму был уничтожен как «потенциально опасный элемент», которого лучше «зачистить на корню». Великая Праматерь Тиамат, скорбящая по супругу и не желавшая мстить своим детям, была обвинена ими в коварных замыслах и стала подвергаться нападениям.

Характерно, что конфликт развернулся до рождения великого Мардука, и в тот момент, когда он был готов появиться на свет, вокруг него уже бушевали страсти. Чудовища-защитники, уже рожденные Тиамат, пытались помешать рождению героя, а его отцы и деды плели интриги, чтобы избавиться от Праматери, живописуя все грани того, что в психологии носит название материнского комплекса. Разворачивалась не просто драма, а настоящая трагедия, направленная даже не столько на борьбу за власть, как в первоисточнике, а на уничтожение Праматери.

Однако завершение разыгрываемого нами мифа оказалось совершенно неожиданным и даже чудесным - от слова "чудо" как нечто невероятное. Наша Тиамат не была убита! Напротив, войдя с Мардуком в партнерские отношения (еще одно чудо!), она помогла ему сотворить мир, а ее второй супруг Кингу, чудом оставшийся в живых, по доброй воле «дал кровь» для сотворения людей. Наш Мардук совершил подвиг больший, чем мог бы по сценарию мифа. Выйдя из отношений зависимости, "перерезав пуповину", он оставил Великую Мать в живых, невзирая на давление общественного мнения и влияния бессознательных эмоций и идей, витавших в группе его последователей. Чудо оказалось возможным в силу двух причин.

Причина первая: Мардук. Личностная зрелость героя, которого воспитала любящая мать (Дамкина). Дело в том, что в нашем прочтении мифа, Дамкина не стремилась замуж, дожидаясь своей готовности стать будущему ребенку хорошей матерью. И даже когда эта готовность к ней пришла, она не спешила рождать героя. Напротив, она отправилась к душе своего будущего сына, и спросила у него, хочет ли он появиться на свет. В итоге наш наблюдавший со стороны за коллизиями драмы Мардук, родившись, стремился не к власти как компенсации недолюбленности (как это было в базовой версии мифа), а к миру и порядку. И он вошел в новую ткань мифа как победитель хаоса, но не как убийца Праматери.

Причина вторая: Тиамат. Несмотря на высочайшую чувствительность к бушующим вокруг эмоциями, которые пронизывали ее существо в ответ на любое воздействие, наша Праматерь осталась верной своему первичному предназначению: творению и любви. Идея мщения ее ни разу не посетила, бороться за власть она не хотела, и единственное, к чему она стремилась - вернуться к своей изначальной роли дающей жизнь женщины. Наша Тиамат выступала даже против действий своих защитников-чудовищ, желавших помешать рождению Мардука. Она понимала, что в этом ребенке будут воплощены все лучшие качества, присущие роду, и выступала за его рождение, несмотря на собственный острый страх быть убитой им.

В результате две выдающиеся личности – Тиамат и Мардук – совместными усилиями, в цивилизованных переговорах, а не путем войны, пришли к идее творения. Мардук хотел и знал, как организовать космос, Тиамат хотела и могла дать для этого строительный материал, - и мир был сотворен без жертв.

Надо сказать, не вся группа была в восторге от такого финала. Многим участникам хотелось привести миф в исполнение по классическому сюжету. Мардука пытались обвинить в инфантильности, «крокодилиху» - в коварстве, меня, ведущую, - в потворстве. Выдвигались идеи о непременной необходимости убийства Матери, поскольку «так требует современная психология», и «новое должно побеждать старое», но никто не мог привести аргументов, почему должно случиться так, когда пытался опираться на факты и действия героев только что развернувшейся драмы. В это время на листах флипчарта были обнародованы данные анонимного опроса группы, который мы сделали до начала разыгрывания мифа. В начале встречи каждый участник записал ответы на два вопроса: «что я думаю о своей матери» и «что я чувствую к своей матери». Сведенный воедино список отношений к матери выглядел так:



Итак, в аудитории собралась группа из 20 человек, большинство из которых – женщины, некоторые – психологи, и некоторые – матери. Однако эти интеллигентные, здоровые, красивые люди дали такой групповой срез отношений к матери, который свидетельствует о практически тотальном ее отвержении. В этом списке нет связки «Моя мама - человек» - «Уважение к личности». Зато очень много идеализаций и демонизаций и, соответственно, очень много негативных чувств, проявленных в сознании или бессознательных. Мы можем сделать вывод о том, что фигура матери находится в глубокой тени человеческого сознания, наделяется чертами «великой» и «ужасной», и инфантильное сознание нашептывает «логичный» способ освобождения от груза негативных чувств: убийство. Мы все воспитаны в культуре, выстроенной на материнском комплексе, и чрезвычайно сложно посмотреть на ситуацию глазами сознательного Взрослого, чтобы понять, что исчезновение Матери возможно только с исчезновением Ребенка. Когда Ребенок (или подросток) в своем сознании вырастает до Взрослого, тогда Мать наконец обретает право быть Женщиной, обычным человеком со своими достоинствами и недостатками. Убивая же в своем сознании образ Матери, мы сами себя лишаем возможности становления взрослым человеком, - Женщиной или Мужчиной, - оставаясь на ролях вечных девочек и мальчиков.

Тем не менее, резюме драмы оказалось невероятно (с точки зрения надежды на растущее сознание людей) цивилизованным и жизнеутверждающим: чтобы творить новое, необязательно уничтожать старое. Мы переиграли древний миф, и сложили его истинно человеческим способом, несмотря на стихию эмоций, в которой "плавали". И сам изначальный сюжет мифа поражает величием, и то, что сделала группа в своем прочтении, несет в себе еще большую мощь. Я до сих пор нахожусь под сильным впечатлением и испытываю - не восхищение, нет! - уважение к Человеческому Сознанию, которое явно растет. Мы можем быть сильнее старого сценария мифа. Это освобождает – похоже, наш человеческий островок сознания (наукой обещано 7% задействованности мозга) уверенно увеличивается.

http://www.sovetnik-n.ru - авторский сайт Прокофьевой Надежды