• Метод Архетипических Путешествий

Лилит

Эриннии

Медуза Горгона

Ехидна

Лернейская Гидра

Тиамат

Яхве

Иштар

Абраксас

Люцифер

Баал

Хозяйка Медной горы

• Зарисовка на тему становления
Женщиной на примере мифа
об Ариадне


• Ах какая драма – пиковая дама…

• Мифодрама

Рейтинг@Mail.ru

Метод Архетипических Путешествий

Несколько лет назад в нашей творческой группе (Владислав Лебедько, Евгений, Найденов, Максим Михайлов и др.) появилась сиддха – возможность приглашать архетипы на Магический Театр[1], а потом и просто «на» человека, которому нужны были некие переживания, информация от архетипического источника (духа, божества, явления). Архетип переживается, как мощный энергопоток, вызывающий отчетливые изменения психофизического состояния (телесные функции и ощущения, эмоции, озарения и инсайты, информация дотоле неизвестная и т.п.). Скажем так: удалось найти (на самом же деле – вспомнить) уровень языка[2], где в очень свернутом виде каждое слово содержит огромную совокупность смыслов, переживаний и ощущений, намоленных и намысленных миллионами людей вокруг осей – архетипов коллективного сознания и бессознательного. Архетипы же не возникали на голом месте. Они являются некими «резонансными пространствами» в едином энергетическом поле Универсума. И когда мы произносим определенным образом, находясь в определенном состоянии, эти слова, происходит развертка огромного числа смыслов и ощущений, доступная для переживания. В нас разворачивается архетип, как совокупность общечеловеческого опыта на «резонансной частоте». Это переживание можно, при помощи специальной процедуры, передавать «оператору» и, затем, вести с ним беседу, где он отвечает от имени архетипа. Нужно только, чтобы «оператор» был достаточно сенситивен.

Помимо использования «архетипотерапии» на Магических Театрах, в групповой, семинарской и индивидуальной работе, направленной на целительские задачи, самопознание и индивидуацию, В.Лебедько, Е.Найденов и М.Михайлов написали книгу «Боги и эпохи» («Весь» С.Пб. 2007), в которой они беседовали с некоторыми архетипами и богами и получили множество интересной и полезной информации.

Работу с архетипами мы активно вели и на наших семинарах, на которых с 2004 года делался акцент на исследование Мифологического сознания и способы достижения мифологического восприятия себя и мира – восприятия всеединства и целостности, путем переживания всего (и, прежде всего, – себя самого и своей души) как Живого, одушевленного, связанного со всем и растворенного во всем. Довольно часто мы обращались к славянским богам и архетипам, хотя не забывали и богов других пантеонов.

На семинаре «Русский Дух и Русская Душа»[3] в январе 2007 года творческой группе, руководимой В.Лебедько, открылся новый метод, который был назван «Архетипические путешествия»[4]. По сути, он базируется на методе «Активного воображения», разработанном Карлом Юнгом[5] и его последователями (особенно Джеймсом Хиллманом[6]), но к «Активному воображению» мы добавили один существенный и принципиальный момент – приглашение архетипа «на участника» «воображаемого путешествия»[7]. Путешественник создавал намерение на «маршрут» - тему путешествия (это могли быть, например, известные темы – путешествие в глубины моря или в подземный мир, а могли быть и новые, разработанные нами маршруты, исходя из особенностей того или иного архетипа), а приглашенный архетип многократно усиливал эффект воображения, создавая ощущение психоделического путешествия по мирам (с абсолютно достоверными психофизическими состояниями) и, кроме того, архетип являлся проводником и вожатым путешественника, а также сообщал ему ту или иную необходимую информацию и помогал ориентироваться. Люди, имевшие психоделический опыт, признавались, что «Архетипическое путешествие» на порядок превосходит опыт приема «грибочков» или иных психоделиков, холотропного дыхания[8], шаманских путешествий и т.п. Кроме того, на семинаре (и далее – в процессе написания книги) путешественника сопровождал партнер – ведущий, который направлял его вопросами, просил отождествляться с теми или иными образами, получать от образов, встречающихся на пути, информацию и многое другое. Путешественник получал, кроме самого эффекта путешествия по мирам, богатую информацию о разных слоях своего внутреннего мира, которая потом использовалась на Магических Театрах[9] и т.п.

Вот именно метод Архетипических Путешествий, как направление Архетипических исследований, я и взяла в качестве основного метода исследования тех богинь, которые были вытеснены с приходом Патриархата и доминированием героического мифа, и превращены в чудовищ.

бОльшую часть путешествий я проходила в паре с Владиславом Лебедько, при этом я погружалась в состояние архетипа, а он задавал вопросы, которые мы вместе предварительно готовили, а иногда и спонтанные вопросы.

Иногда путешествие происходило в форме «вопрос – ответ», чаще же – через сложную совокупность многомерных образов и переживаний, которые приходилось выражать своими словами. Так что, естественно, мы не могли, да и не стремились избежать окраски ответов богов своими выражениями и даже, местами, слэнгом. Богу, для общения под диктофонную запись, не избежать человеческого языка, окрашенного культурными формами того времени, когда происходит диалог. Хотя, сам контакт – нечто неизмеримо большее, чем может вместить печатное слово, и мне пришлось существенно урезать то, что мы созерцали и переживали. Но суть путешествий я, тем не менее, постаралась передать насколько возможно точно, естественно, с поправкой на неизбежные искажения нашей личной и культурно-исторической матрицей восприятия.

Учитывая тот факт, что развитие сознания отдельного человека повторяет эволюцию сознания человечества (отраженную в мифологии[10]), мы могли также получать мифологическое описание некоторых процессов нашего общего человеческого прошлого, а также получать метафорическую информацию о разнообразных мирах нашего сознания.

В каждом путешествии повествование идет от первого лица (путешественника), как диалог с той или иной богиней. Большая часть полученной нами в путешествиях информации имеет метафорический характер, хотя кое-где мы обращали внимание на некие детали и расшифровку полученных метафор. Описания некоторых путешествий могут показаться местами противоречивыми, тем не менее, мы не старались снять эти противоречия, ибо эти описания предназначены большей частью для образного восприятия и стимуляции правополушарного мышления, а не для логических умозаключений. Из путешествий по различным мирам получился своеобразный коллаж, дающий как бы отдельные мазки на полотне картины мира Мифологического восприятия, которое, на мой взгляд, очень важно именно в нашу эпоху для оживления и одушевления сознания людей и окружающего нас мира.

Получившийся коллаж из Архетипических путешествий дал мне, и, надеюсь, даст читателям, пеструю и многогранную картину Мифологического мировосприятия. Наверное, не стоит понимать всю информацию буквально, скорее – метафорически. Мифологическая картина мира дает одно важнейшее преимущество перед научной, религиозной и иными – она Живая. И для путешественника основной ценностью путешествий являлось оживление различных уголков его собственной души, ощущение сопричастности, единства с миром.

Результаты Архетипических путешествий с богинями и титанидами дают ошеломляющий эффект. Кроме того, что удалось узнать и открыть для себя живые, прекрасные лики этих «заколдованных, отверженных» богинь, узнать информацию о первоначальной глубине и тех феминных качествах, которые каждая из них выражает, появился еще и инструмент, пользуясь которым женщины (да и мужчины) могут прикасаться к своим глубинным феминным качествам и раскрывать свои ресурсы в этом направлении.


[1] В.Лебедько «О Магическом Театре» 2001, на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.
[2] У.Эко «Отсутствующая структура: введение в семиологию», 2002, СПб «Симпозиум».
[3] В.Лебедько, Е.Найденов «Пробуждение в Русском Духе», 2007 на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.
[4] В.Лебедько, Е.Найденов, М.Михайлов «Архетипические Путешествия», Пенза «Золотое сечение», 2010
[5] К.Г.Юнг «Практика психотерапии» Мн. «Харвест», 2001
[6] Дж.Хиллман «Архетипическая психология», М. «Когито-центр», 2004
[7] Как происходит «приглашение архетипа» описано в 1 главе «Ключ к беседам с богами» книги В.Лебедько. Е.Найденов, М.Михайлов «Боги и эпохи» «Весь» С.Пб. 2007
[8] С.Гроф «За пределами мозга»
[9] В.Лебедько «Магический Театр» Тезисы 4 Международной научно-практической конференции «Интегративные направления в традиционной, народной медицине и психологии» Ялта 2009
[10] М.Элиаде «История веры и религиозных идей»