• Метод Архетипических Путешествий

Лилит

Эриннии

Медуза Горгона

Ехидна

Лернейская Гидра

Тиамат

Яхве

Иштар

Абраксас

Люцифер

Баал

Хозяйка Медной горы

• Зарисовка на тему становления
Женщиной на примере мифа
об Ариадне


• Ах какая драма – пиковая дама…

• Мифодрама

Рейтинг@Mail.ru

Архетипическое Путешествие с Лернейской Гидрой

Как оператор, сначала хочу описать свое состояние. Я стою на входе в какое – то очень мощное и малознакомое пространство, при этом повсюду есть движение, происходят какие-то процессы. Все это хаотически расположено, но есть ощущение присутствия неких закономерностей. Как оператор я чувствую присутствие как близких мне субстанций, так и чуждых, абсолютно незнакомых, которые я воспринимаю как пугающие. Еще есть ощущение присутствия всех стихий, особенно ярко выделяются вода и огонь, они играют друг с другом.

- Здравствуй, Гидра.

- Здравствуй.

- Скажи, пожалуйста, какова твоя роль и что ты такое?

- Я – несу в себе врата, вход в Хаосмос [1]– то, что запредельно сознанию человека, доступ к тому, что называется божественным присутствием во всех его противоречивых ипостасях и самых невообразимых человеческому сознанию вариациях.

- То есть пока ты существовала до определенных мифических времен, до Геракла, этот вход, можно сказать, был открытым?

- Он не был открыт для каждого, но он существовал. Можно было приобщиться этому запредельному миру при определенных условиях.

- Как я понимаю, эти условия только символически были связаны с твоим местом обитания?

- Лерн находится рядом со спуском в Аид, где Дионис спускался за своей матерью, и была похищена Персефона. Это символика очень пограничных состояний, в которых человек и получает запредельный опыт. Еще это говорит о том, что в хаосмосе нет разделения на мир живых и мир мертвых, там все одновременно находится в различных состояниях, и нет границы, резко отделяющей жизнь от смерти. Тот, кто переживает этот момент, находится в каком-то смысле вне времени, в вечности, где все сразу сосуществует – и предки, и мертвые, и живые, со всеми можно общаться.

- А какие люди способны были в те времена получать такой опыт? Ведь и сейчас люди могут его получить при каких-то условиях. Как я понимаю, несмотря на то, что в циклическом времени Геракл тебя убил, наладить связь с тобой в том циклическом отрезке времени, где ты существуешь, где убиение еще не произошло, можно и сейчас?

- Можно. Очень многое зависит от мотивации. Если человек стремится ко мне из досужего любопытства, желания получить своеобразный экстрим или из желания получить опыт, который можно будет использовать для самоутверждения в глазах других, то он рискует оказаться тем самым зазевавшимся путником, которого я утаскиваю по мифологическому описанию.

- На бытовом языке такой человек рискует сойти с ума или на юнгианском языке – быть одержимым мощными архетипическими энергиями, с которыми не справиться самостоятельно. Я хочу вернуться к символике воды и болота. Почему именно вода и именно болото?

- Вода – это бессознательное, и в него необходимо погрузиться для того, чтобы выйти на сакральные переживания. А в более поздних версиях мифа озеро превратилось в болото. Ребенок приходит в мир с чистым сознанием, с живой связью с хаосмосом. У любого человека существуют некие сущностные фильтры, не пропускающие в ядро его существа то, что ему не соответствует. Они задерживают наслаивающиеся постепенно разрушительные программы, реакции, желания Других, незавершенные гештальты, которые и превращают его бессознательное в болото. И современному человеку, чтобы обрести явственную связь со мной, необходимо очистить это метафорическое болото, чтобы оно стало источником, а затем научиться содержать этот источник в чистоте. На определенном этапе своего развития человеку может стать очевидной необходимость некой внутренней избирательности, он перестанет впитывать в себя все подряд как губка и научится чувствовать эти свои индивидуальные фильтры, различать – мое или не мое, соответствует ли моим настоящим стремлениям и потребностям.

- Кстати, как пишет Грейвс – известный исследователь мифологии: «Уничтожение Гераклом гидры, возможно, основано на реальном историческом событии — попытке искоренить лернейские обряды плодородия. Однако новые жрицы опять появлялись в платановой роще, пока ахейцы, а быть может, дорийцы не сожгли ее дотла». То есть, мы действительно видим искоренение остатков матриархальных течений. Женщина, проводящая твою энергию, какая она?

- Она обладает способностью к сопереживанию, умению разделить какие-то тяжелые чувства с мужчиной и помочь ему прожить их. В момент кризиса женщина становится проводницей для мужчины, связующим звеном с прима-материей души, которая изначально феминна и через которую и происходит обновление души. В этот момент женщина наполняется очень теплой нежной энергетикой, так мать взаимодействует с новорожденным ребенком, она как бы омывает его. В моем потоке огонь маскулинности и вода феминности не противостоят друг другу, а гармонично взаимодействуют. Так и женщина, в которой я есть, помогает раскрыться маскулинности мужчины, находящегося рядом, расцвести ему. А мой вытесненный лик в женщине – это стремление подавить мужскую энергетику, «потушить» ее.

- Скажи, пожалуйста, что символизирует тот факт, что ты была порождена Ехидной, уже превращенной в чудовище со змеиным хвостом?

- Когда появились боги, началась социализация, появились интриги с разнообразными сюжетами. Всеобщая связь и прозрачность, присутствующая в титаническом сознании, прекратилась, и понадобился портал, который я и воплощаю, и который был также в последствии перекрыт.

- А почему по многим версиям мифа именно Гера тебя воспитывала и пыталась тебе помочь в битве с Гераклом?

- Пока я существую, есть шанс на появление новых мифологических сюжетов и новых развилок уже известных сюжетных линий. Гера, как одна из ипостасей уязвленной феминности, в этом заинтересована. Именно это сейчас и происходит. Образно выражаясь, Геракл закрыл дверь в тот самый хаосмос на засов, и этот засов пока еще держится, но дверные петли уже трещат, появляются щели, через которые уже сочится новое.

- Что находится за этой метафорической дверью? И что произойдет, если она откроется?

- Это можно сравнить с кипящим океаном, полным образами, хаотически перемещающимися. И они действительно стучат по этой двери, некоторые из них просачиваются. Или можно сравнить с колодцем, в который снизу под напором бьет этот поток хаосмоса, в котором образы сменяют друг друга с огромной скоростью, так, что даже не успеваешь их разглядеть, как они трансформируются, превращаются во что-то немыслимое, может быть даже не из этого мира, а из мира снов и галлюциногенных каких-то переживаний. И из под неплотно уже закрытой крышки этого колодца хлещут струи этих образов, которые отчасти распыляются в пространстве, отчасти превращаются в ручейки, которые стекают в какие-то русла. Эти русла – это отдельные контексты жизни людей. Это то, что человеком старой закалки воспринимается как всеобщее сумасшествие.

- Некоторые элементы современной культуры, постмодернизм как явление, расцвет жанра фэнтази – это тоже твое влияние?

- Да, но это все-таки упорядоченные структуры. А есть еще неупорядоченные, непонятные самим людям мотивы, которые двигают правительствами, террористами, какими-то движениями ультра-левых славянофилов, фашиствующих организаций, наркоманами. Это проявляется на всех уровнях – от правительств и религиозных организаций до бомжей и наркоманов. Мир сходит с ума в каком-то смысле. А отдельные люди, у которых есть к этому готовность, оформляют эти ручейки, и они уже текут по каким-то более - менее оформленным руслам. Это и какие-то субкультуры, и постмодернизм, и архетипические исследования в том числе.

- Ты можешь дать какой-то прогноз, что произойдет, когда дверь, о которой ты говорила, откроется?

- Мне видится какой-то период, не могу озвучить временной отрезок, может быть несколько секунд, а может быть десятилетие, если человечество его выдержит, когда сознание будет полностью растворено, логос героического эго будет полностью смыт. Период полной неопределенности, после которого напор сдерживаемых ранее энергий уменьшится и появится нечто новое, где сосуществуют самые разные образы, но не контролируемые эго, а самоорганизующиеся, где присутствует не эго – сознание, а сознание наблюдателя, который движется с этими потоками. Это состояние, которое описать существующим языком очень сложно. Такие состояния возникают, например, на холотропном дыхании или при приеме психотропных препаратов. Самая приближенная метафора – это не эго, которое имеет множество желаний, обусловленных Афинскими и героическими нормами, а сознание наблюдателя, плывущего сразу по множеству потоков.

- Ты возвращаешься сейчас тоже в новом качестве, проделав некий эволюционный путь?

- Да. Я существую в первоначальном своем виде, существую в вытесненном – убитая Гераклом, и существую в современном времени как нечто совершенно другое.

- А люди, в которых ты оживаешь, чем отличаются?

- Такие люди сознательно отпускают контроль над происходящим, они находятся в потоке своей жизни, не цепляются за ожидания и представления, как должно быть. Они допускают, что с ними может произойти все, что угодно, при этом не отождествляются с происходящим полностью. Вот в квантовой физике есть очень хороший термин – запутанные состояния. Это состояния, в которых частицы, когда-то составляющие единую систему и разлетевшиеся на расстояние, где они не могут быть связаны даже со скоростью света, составляют единую общность. То есть, при изменении одной частицы, изменяется и другая, хотя никакой связи физической между ними быть не может. Так и в сознании человека эго, составлявшее единую систему, центрированную и осознающую, распадается на некую множественность, якобы не связанную друг с другом, но при этом это самое сознание каким-то образом остается как связь между этой множественностью. Это состояние одновременно и максимально раздробленное и целостное, такой парадокс. Такое сознание было когда-то, но несколько другого свойства. Тогда еще не было эго, не было раздробленности, все было едино, цельно. Потом понадобилось героическое эго, создание единого центра, а грядет не аморфное единое, а огромное множество отдельных ячеек, живущих своими жизнями, но, тем не менее, являющимися одним целым.

- Это следующая ступень эволюции сознания?

- Да. Соединение с целым, оставаясь самим собой. Это и есть синтез феминного и маскулинного в очень широком контексте. Но пока очень мало людей до него дошли. У некоторых оно проблескивает в минуты озарений, когда приоткрывается мой канал.

- Когда человек уже жил в героическом мифе, но твой канал еще не был перекрыт, то человек мог осознанно входить в контакт с архетипами, с богом в самых различных его ипостасях. И это было естественное свойство психики человека. Правильно я понимаю?

- Да. А мое убиение ознаменовало отчетливое проявление эго. А для эго нужен посредник для общения с хаосмосом. Либо ему приходится устраняться, как делается в традиции дзен-буддизма, когда эго уничтожается, и человек переживает себя как всю вселенную, но опять аморфную. Это шаг назад, в архаическое сознание.

- Что нужно сделать человеку, чтобы восстановить связь с тобой?

- Сменить доминанту достижения на доминанту постижения.

- Это глобальная задача. А с чего можно начать?

- Первые шаги сейчас делают многие. Это обращение внимания на внутренний мир, на образы его населяющие, на ощущения, на чувства. Здесь подходят многие практики направленные на развитие спонтанности, практики, где минимален или отсутствует контроль. Например, архетипическая работа с образами сновидений – практика в этом русле, а осознанные сновидения - это движение в противоположном направлении.

- Можешь осветить интригу между Герой и Афиной, когда Афина инициирует Геракла на битву с тобой, а Гера пытается помочь?

- Афина – одна из главных идеологов героического мифа, Гера – в данном сюжете выступает как противоположный полюс. Этот сюжет нужен был для обоснования закрытия портала. Но без этого было бы невозможно войти в новую фазу эволюции. Она вышла со многими, как может показаться, искажениями, двойными стандартами, но именно они и дали предпосылку для собственного разрушения.

- То есть все происходящее закономерно?

- Да.

- Гера по мифу посылает тебе на помощь огромного рака, изображение которого в благодарность за службу она поместила впоследствии среди знаков Зодиака. Что это за символ?

- Рак – существо, живущее в глубинах вод, представитель лунной реальности, символизирующий собой иррациональные страхи. Недаром он присутствует в Великих Арканах Таро в Аркане Луна. Если рассматривать этот Аркан с точки зрения героического мифа, то это последнее испытание героя, на котором многие проваливаются и регрессируют. Рак – это испытание для Геракла.

- На которое он отреагировал тем, что позвал своего возничего на помощь.

- Возничий – это интеллект. Интеллект может эту ситуацию систематизировать и разложить по полочкам, сделать иррациональное безопасным, уложив его в какие-то схемы. В этом смысл прижигания голов. И смысл закрытия портала – это создание логического и завершенного, в некотором смысле непротиворечивого описания мира, которое и есть Логос. Понятно, что оно в большинстве своем натянутое, но если не всматриваться, то создается впечатление очень устойчивой и прочной конструкции, прячась за которой можно не бояться сил хаосмоса и поглощающих архетипических энергий. Поэтому во многих мистических практиках и практикуется приостановка интеллекта.

- А что значит твое ядовитое дыхание?

- Яд – это то, что опьяняет, сводит с ума и, в конечном счете, убивает. Мое ядовитое дыхание – это как раз проникновение через меня того непостижимого мира, перед которым разум буксует и рассыпается. Вступая в мои владения, ты входишь в мир иррациональный и хаотический, ум погибает, он не властен над этими силами, которые превыше его. А если человек чрезмерно отождествлен с умом, то он погибает и физически.

- Ты бы хотела еще сама осветить какую-то тему?

- Мир богов и титанов – это сложная самоорганизующаяся система, которая несет в себе огромный спонтанный творческий материал, где идет постоянное творение новых реальностей. И все эти интриги и борьба богов с титанами создавали определенные нити напряжения, на которых возникали новые сюжеты. Они могли бы пойти по другому руслу, но случилось так, как случилось. И в этом есть своя логика, если рассматривать масштабные контексты. Необходим был патриархальный логос, необходимы были многочисленные страдания людей, необходим обратный переход, происходящий сейчас. Это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся игра.

- А в какую сторону она сейчас развивается?

- Здесь уместно сказать об адаптивной стратегии, когда виден лишь следующий шаг. И сами боги направление этого шага не единоличным умыслом решают. Как раз они уже находятся в том пространстве запутанных состояний. Все боги и титаны, и другие существа коллективного бессознательного несмотря на борьбу и интриги между ними как раз и являются одним запутанным состоянием. Некое единое божество, которое развернулось на множество своих ипостасей, и ведет такую самоорганизующуюся игру, осознавая себя в каждой из них. А человек только вступает в эту стадию эволюции.

- Это и есть Самость, о которой писал Юнг?

- Да. Но это не предел эволюции. Следующий шаг не известен, и не может быть известен принципиально. Когда более - менее средняя масса людей приблизится к какому-то, хотя бы очень поверхностному осознаванию Самости, откроется стратегия к следующему шагу. Жизнь – это игра без границ по правилам, которые все время перестраиваются. Эти правила для личности, изолирующей себя от мира, могут казаться несправедливыми, неприятными, жуткими даже, а для целого они своевременны и необходимы. Все зависит от контекста, с которого смотришь.

- Спасибо, Лернейская Гидра. Очень емкая информация.




[1] Понятие постмодернистской философии, фиксирующее особое состояние среды, не идентифицируемое однозначно ни в системе отсчета оппозиции хаос - космос , ни в системе отсчета оппозиции смысл - нонсенс, но характеризующееся имманентным и бесконечным потенциалом упорядочивания (смыслопорождения) - при отсутствии наличного порядка (семантики).