• Метод Архетипических Путешествий

Лилит

Эриннии

Медуза Горгона

Ехидна

Лернейская Гидра

Тиамат

Яхве

Иштар

Абраксас

Люцифер

Баал

Хозяйка Медной горы

• Зарисовка на тему становления
Женщиной на примере мифа
об Ариадне


• Ах какая драма – пиковая дама…

• Мифодрама

Рейтинг@Mail.ru

Эринии

Общие сведения:

Эринии, в классической античной мифологии богини мщения. Римские фурии были аналогичны греческим эринниям, которые на земле и в загробном мире мстили за преступления, совершенные по отношению к родственникам, особенно за убийство. Их считали дочерьми первых хтонических божеств — Земли или Ночи; число эриний (фурий) строго не определено, обычно упоминались три: Алекто (непрощающая), Тисифона (мстящая за убийство) и Мегера (завистница). Самыми знаменитыми их жертвами были Алкмеон и Орест. У этрусков, в отличие от римлян, существовали собственные божества аналогичного рода.

Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.

Есть мнение, что эринии представляют собой персонификацию образа бранящей матери, возникшую из детского страха смерти и угрызений совести Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, гордыню.

Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.

Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды, ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").

Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а, оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело - заниматься вещанием.

О происхождении эриний существовали разные сказания. По Гесиоду, их вызвало к жизни первое от начала вещей достойное проклятия преступление: они были дочерьми земли и произошли из капель крови, упавших с тела Урана, бесчеловечно изувеченного собственным сыном. Здесь они являются как бы воплощением проклятий и зложеланий, которые разъяренный отец призывал на голову своего нечестивого сына. С другой стороны, Софокл считает их дочерьми Геи и Скотоса (ночной мрак). Эсхил же просто называет дочерьми ночи. Кроме святилища в Афинах, у них священная роща в Колоне, известная как последнее пристанище несчастного Эдипа. В Афинах в их честь ежегодно совершался праздник, на котором им делали возлияния из молока и меда.

Энгельс в своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства" говорит, что Бахофен прав, когда он в своем труде "Материнское право", пользуясь мифом о мести Ореста матери за убийство его отца, доказывает, что в этом мифе изображена борьба между гибнущим материнским правом и побеждающим его отцовским правом. В этом мифе защитницами материнского права являются Эринии. Они преследуют Ореста за тягчайшее по материнскому праву преступление; ведь он убил мать, свою самую близкую кровную родственницу, убил за то, что мать убила мужа, с которым в кровном родстве она не состояла. Боги же Аполлон и Афина в мифе являются защитниками отцовского права. Они заступаются за Ореста, так как считают его правым, раз он мстил за отца, своего ближайшего кровного родственника по отцовскому праву. Афина на суде ареопага подает голос за оправдание Ореста. Орест оправдан. Отцовское право, таким образом, победило материнское право (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства).