• Метод Архетипических Путешествий

Лилит

Эриннии

Медуза Горгона

Ехидна

Лернейская Гидра

Тиамат

Яхве

Иштар

Абраксас

Люцифер

Баал

Хозяйка Медной горы

• Зарисовка на тему становления
Женщиной на примере мифа
об Ариадне


• Ах какая драма – пиковая дама…

• Мифодрама

Рейтинг@Mail.ru

Архетипическое Путешествие с богинями Эриниями

- Здравствуйте, Эринии.

- Здравствуй.

- Прежде всего, хочу спросить - кто вы? Откуда вы родом? Существует несколько версий в мифологии, вот хочется узнать от вас. Какова была ваша судьба до прихода Олимпийских богов к власти, до вытеснения вас в Аид?

- Из хаоса. Как оператор хочу описать свои ощущения - я чувствую себя одним, могущим видеть посредством многих глаз, единым потоком, который имеет много выходов.

- Что значит из хаоса? Как это произошло?

- Как тьма структурирует свет, упорядочивает его, разделяет.

- Можно упомянуть некие нижние пределы?

- Да. Упорядочивающие, в каком-то смысле выравнивающие.

- До прихода Олимпийских богов, до борьбы Зевса с Кроносом, кто вы были? И в чем был смысл вашего существования?

- Наша деятельность не изменилась - выравнивание, создание гармоничных форм. Олимпийские боги привнесли больше разнообразия, больше патологий. Отчасти этим объясняется их патологичность.

- Да, за каждым из Олимпийских богов можно проследить целую серию психопатологических и кардинальных деяний.

- Поскольку наше влияние в этот период оттесняется, появляются очень выпуклые качества.

- Была какая-то борьба между вами и Олимпийскими богами? Каким образом вы оказались вытесненными в Аид и стали силами мщения и наказания, сводящими с ума, доводящими до полного отчаяния людей, которые провинились перед своим родом, убийц своих матерей и отцов?

- Борьбы как таковой не было. Приход Олимпийских богов знаменовал собой усложнение мира, внесение в него как можно большего разнообразия, некоей антигармонии. Понадобилось развитие, углубление именно в таком русле.

- Ваше описание в мифологии Гесиодом, Эсхиллом и другими - это описание злобных, беспощадных, с искаженными лицами существ, от которых нигде не скрыться, насылающих свои проклятья на виновных, а порой и неповинных людей. Откуда взялись эти образы?

- Есть некая мера, предел объема дозволенных проявлений. Когда он переполняется, активизируется наша сила. Для нас нет разницы - осознанно допустил это человек или бессознательно - какими-то тайными желаниями, помыслами, которые человек вытесняет, скрывает сам от себя. Мера переполняется. А в сознании она или в тени - для нас это не имеет никакого значения.

- Существует уже в наше время такая распространенная форма невроза, когда человек страдает каким-то симптомом, а психоаналитическое исследование приводит к выводу, что в основе невроза лежит чувство вины за пожелание смерти матери в детском возрасте, неосознанное пожелание, может быть в ярости, аффекте и т.д. И на человека нисходит невроз, в некотором смысле безумие - расстройство психики. Этот механизм вы имеете в виду?

- Да, это яркий, доступный пример.

- Но с другой стороны, само пожелание смерти матери происходит не случайно, как и в мифе об Оресте, который убил свою мать не просто так, а за то, что она совершила действительно тяжкий грех и не только против своего мужа, убив его, а и против своего народа. Видимо исходит и со стороны матери какая-то сознательная или бессознательная провокация или какой-то выраженный гнев - то, что задевает психику ребенка и побуждает его прибегнуть к таким фантазиям. Тем не менее, ему насылается это мщение несмотря на то, что это желание имеет реальную основу как в мифе об Оресте. Почему?

- Ребенка спровоцировала мать, в свое время подобным же образом мать была спровоцирована своей матерью и так далее.

- Почему крайним оказывается ребенок? Он же страдает неврозом, а не мать. Почему мщение завершается на нем?

- Она не завершается. Мать тоже платит по своим счетам. Механизм расплаты не всегда явен и может проявляться самыми различными способами. Перед родовыми связями в каком-то смысле виноваты почти все, и каждый несет свой ответ, страдая каким-то отклонением, неврозом.

- За что же?

- Сам человеческий Род сейчас очень сильно искажен и далек от своего гармоничного состояния, на нем много паразитов, разъедающих его. В нем осталось мало здоровых нитей.

- А началось это если не с мифа об Оресте, но в те времена? Сам миф об Оресте является яркой демонстрацией этого механизма. С другой стороны сам Аполлон подстрекает Ореста к некой справедливости с его точки зрения, а потом Афина отстаивает эту справедливость, защищая Ореста и предлагая вам какое-то перемирие. Тут видны какие-то противоположные тенденции богов - Олимпийцев и вас - одни втравливают людей в такие вещи, другие наказывают.

- Здесь нет глубокого противоречия. Такова игра. Человеческая душа нарабатывает опыт, учится развязывать узлы, которые сама и завязывает.

- Почему же именно вы играете в этом опыте одну из решающих ролей, причем, если посмотреть отстраненно, не такую ужасную, как рисует миф - эти змеи в волосах, эта ярость, необузданность? С чем связан этот ужасающий облик?

- Когда у человека становится какого-то качества слишком много, образуется очень крепкая привязка, оттягивающая на себя душевные и духовные ресурсы, мешающая развитию других сторон его личности. Человеку даются сигналы, предостережения, шансы исправить ситуацию, если же он их игнорирует, случается нечто, обрывающее привязку, вместе с которой умирает и часть личности, часть лелеемая. Это очень мучительно, и человеческая психика производит образы чудовищ, убийц.

- То есть все-таки это ваша маска. Каковы вы сами по себе?

- Гармоника вселенной, мера, совершенство формы и содержания, золотая середина.

- Связаны ли вы как-то с феминностью?

- Да. Это феминное свойство - интуитивное знание золотой середины, инстинктивное чувствование - где идет перебор, как процесс саморегуляции организма. Как природа, очищающая себя через катаклизмы, через разрушение ради будущего созидания. И эти акты разрушения по сути являются актами совершенствования.

- Можно привести какие-то жизнеутверждающие примеры?

- Интуитивное чувствование, когда нужно выйти из каких-то ситуаций. Вот идет человек по жизни в какой-то струе, и все хорошо, все вроде бы правильно, но человек без каких-то объективных причин выходит из этой струи. Меняет, к примеру, место жительства, место работы, окружение. Он и сам не может объяснить, что его к этому побудило, а на самом деле он почувствовал, что на бессознательном уровне начал формироваться какой-то коверкающий его механизм, какая-то привязка. Человек, не потерявший с нами связь, обладает гибкостью восприятия, способностью уйти от закабаляющих его вещей и ситуаций. Он обладает чувством внутренней гармонии, слышит, когда происходит ее искажение. Он, может быть, не всегда верно трактует причину искажения, но сам факт его чувствует.

- Вернусь к мифу об Оресте. Он знал, что его мать убила его отца - героя Троянской войны царя Агамемнона, который возвращался с победой. За это время она сошлась с любовником, и они решили захватить власть таким образом. Аполлон повелел Оресту отомстить за отца, убив мать и тем самым в чем-то освободить жителей этого города от ига этих неправедных владык.

- Мы - сила более глубокого пласта психики - иррационального, где существуют свои законы и свое, более глубокое видение. Каждый человек, какие бы поступки он не совершил, несет какую-то миссию, которую рациональными причинно-следственными связями объяснить порою невозможно.

- Я понял. Здесь можно обратиться к даосскому видению - что такое хорошо и что такое плохо. Например, сын крестьянина сломал ногу - это вроде плохо, но на следующий день объявили рекрутский набор в армию, а он остался дома - это хорошо, но дальше опять какая-то ситуация, в которой сломанная нога - это опять плохо и т.д. То есть мы приходим к тому, что с одной стороны убийство матери Орестом - это праведное мщение с точки зрения Аполлона, а с другой стороны это влечет за собой целую цепочку событий, которые вы прозреваете со своей стороны.

- Да, это разные слои сознания, разные слои видения.

- Но что происходит дальше? Аполлон не в силах защитить Ореста от вашего гнева, тогда Оресту советуют обратиться к Афине, и Афина, как маскулинная богиня, рожденная из головы Зевса, вступается за Ореста и предлагает договор. Она в процессе суда над Орестом усмиряет гнев Эриний и убеждает их остаться в Аттике - местности в Греции, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести этим древним богиням, и у них будет свой алтарь. И с тех пор - гласит предание - Эринии сменили гнев на милость, и их стали называть Эвменидами, что значит милостивые, благосклонные. Что означают эти переговоры с Афиной? В чем смысл этой истории, в процессе которой гневные божества вдруг превратились в справедливых Эвменид? Иррацинальная сила и рацио в лице Афины - воплощенной нормы пришли к соглашению, и вместе с этим наступил перелом в сознании людей - крупное событие в мировой истории. Почему так произошло?

- Когда мир гармонии стал преображаться в мир разнообразия, это преображение набрало очень быстрые обороты, и возникла потребность в нашем возвращении, упорядочивающем этот мир, но возвращении на других условиях. Если в мире гармоничности наше влияние было достаточно жестким, то в этом новом мире рамки его границы расширились.

- Почему вы пошли на соглашение с Афиной? Ведь именно это событие знаменует собой, как считают многие исследователи, окончательный переход к патриархату.

- Это как колесо инь - ян. Мы - часть одного мироздания. Маскулинное не может существовать без феминного и наоборот.

- В этом процессе изначально иррациональная, необузданная феминность стала причесанной.

- Причесанной она стала в сознании людей, на социальном уровне, а в бессознательном власть феминности только увеличилась, подавляя маскулинность.

- А зачем это произошло? Зачем вытеснять феминность в бессознательное, в результате чего сейчас происходят много негативных, на мой взгляд, процессов, те же гендерные войны и прочее?

- Накопление этих негативных процессов, выведение их в осознание в коллективном поле и приведет к последующему сдвигу сознания. Это накопление опыта, в том числе сложного, травматического, которое обогащает сознание и дает некий потенциал для следующего рывка. Мир, в котором существовала только гармония, не имел возможности дальше развиваться, т.е. он достиг какого-то своего апогея, ему требовался противоположный опыт.

- Здесь я сошлюсь на фундаментальный труд Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", где Энгельс говорит, что в этом мифе об Оресте изображена борьба между гибнущим материнским правом и побеждающим его отцовским правом. Защитницами материнского права являетесь вы - Эринии, а Аполлон и Афина являются защитниками отцовского права. Они заступаются за Ореста, т.к. считают его правым, и Афина на суде отдает голос за Ореста, таким образом отцовское право победило материнское. Далее Энгельс приходит к выводу, что это один из кирпичиков происхождения семьи, частной собственности и государства.

- Это один из кирпичиков громадного искажения Рода человеческого как некоего организма, который сейчас на грани накопления критического количества вырождающихся клеток. Кроме того, миф об Оресте имеет еще один важнейший смысл: Орест тут только повод. Богам было нужно, чтобы иррациональное, стихийное, феминное было приручено и посажено на цепь, и восторжествовал Рассудок (который и олицетворяют Аполлон и Афина). С тех пор человек живет под доминантой Рассудка и боится вусмерть иррационального, стихийного, женского.

- А что же делать с выродившимся человечеством? С точки зрения современного здравого смысла большая часть человечества сейчас действительно вырождается. Да, некоторые люди проходят закалку, трудную и большую судьбу, возделывают почву расширения лабиринта познания Богом самого себя. А что с остальным человечеством?

- Грядет наше пришествие, предстоит много работы по выравниванию, которое для многих будет болезненным. Людям будут предоставляться шансы, развилки судьбы для самостоятельной работы в этом ключе. Мы об этом уже говорили. А вот как раз людям большой и трудной судьбы мы в некотором роде покровительствуем. Не как ангелы-хранители, ведущие каждый шаг, но от какой-то двойной, нечестной игры со стороны многих действующих в мире сил оградим.

- Какое место вы занимаете в структуре такого архетипа как Анима? Юнг говорил о том, что человек проходит несколько этапов развития Анимы: хтоническая Анима, которая является как бы черной, являющейся безумной женщиной, сводящей с ума, затем Анима, олицетворяемая женщиной, влюбляющей в себя, потом Анима дружеского порядка, по-сестрински помогающая, дающая советы, и, наконец, Анима софийная, мудрость.

- Мы присутствуем на всех этих стадиях.

- Казалось бы, вас можно увидеть только на уровне черной Анимы, которая губит, сводит с ума.

- Мы - это то чувство равновесия и интуитивное чувствование космических законов, которое присутствует везде. Если человек не развивается, застревает на каком-то раннем этапе развития души, не слышит ее никоим образом, то с ним возможно общение только на языке силовых воздействий. А на последующих стадиях душевного роста он начинает соприкасаться с нами как с чувством прекрасного, тягой к гармонии, постижением ее законов, интуитивными озарениями. Как раз наиболее близко с нами происходит соприкосновение у человека с развитыми душой и духом.

- Три вопроса в одном. Два первых - риторические, а третий уже по существу. Будет ли эпоха, в которую мы вступаем, эпохой возвращения феминности? Если да, то какую роль в этом играете вы? В каком облике вы явитесь, когда это произойдет?

- Произойдет некий синтез опыта, накопленный при матриархате и патриархате. Сейчас начинается выход феминных сил из Тени в осознание. Пока не в осознание каждого человека, но в осознание коллективное. Феминность будет проявляться более активно и в различных формах в зависимости от развития человека, его личной силы, его намерения и внутреннего позволения проявиться. У кого-то активизируется черная Анима, а кто-то испытает сильные мистические переживания.

- Согласно Юнгу Анима - это все-таки мужская структура. А как в женщинах будет проявляться открытие подавленной феминности? Что в них будет происходить, и что ваше будет в них проявляться?

- В женщинах будут происходить те же процессы, но более активные, более полнокровные. Если у мужчины это больше стержневой поток, то женщина будет купаться в нем. У нее проснутся обостренное чувствование и понимание многих процессов, невидимых линейному мышлению, обостренное чувствование различных бессознательных связей, возникающих между людьми, обостренное чувство справедливости. Одно из предназначений женщины - быть духовной опорой мужчине, его защитой на этом плане. Пока мужчина ведет экспансивную деятельность в миру, она хранит внутреннее пространство семьи.

- А что будет с ней происходить в переходный период раскрытия феминности, в так называемую смуту?

- Сейчас очень многие женщины по строению психики и энергетики близки к маскулинному типу. В них я как раз и проявлюсь в облике фурий. Они будут проходить через пик мстительности, ярости, доходя до действительно донных состояний.

- В мифологии упоминаются три ваши имени - Алекто - непрощающая, Мегера - завистливая и Тизифона - мстящая. Что необходимо человеку независимо от пола сделать, чтобы переводить в себе ваши такие проявления в высшие качества?

- Необходим более глубокий подход к этим состояниям. От проявлений ярости никуда не скрыться.

- То есть женщины будут губить мужчин своей яростью?

- Это не обязательно губящая ярость. Скорее это повышение градуса отношений. Кстати, это будет намного менее разрушительно для мужчины, если он не будет бежать от таких проявлений или пытаться пресечь их, тогда его внутренняя фурия войдет в резонанс, проснется в нем. Нужно научиться позволять себе проявлять ярость, получать некое удовольствие от нее, это будет очистительным процессом.

- А зависть?

- Зависть - это сигнал бессознательного о нехватке какого-то качества для своей внутренней гармонии. Если не зависать на этом переживании, а обратиться внутрь себя, понять чему же ты завидуешь, раскрутить цепочку ассоциаций, возникающих в связи с предметом зависти, то можно сделать очень интересные и полезные для себя открытия.

- Какова практика алхимической возгонки мстительности?

- Как один из возможных вариантов, это позволить себе проиграть ситуацию мщения в воображении. Погрузиться в состояние и позволить себе свершить акт мщения настолько жестоко, настолько хочется, со всеми подробностями, выплеснуть весь свой накопленный садистический возможно радикал, проиграть эту ситуацию раз за разом, пока она не станет прозрачной, не потеряет эмоциональную окраску. Тогда эта тяга к разрушению другого существа перестанет быть одержимостью, гипнотизирующей и манящей, станет просто одной из возможных стратегий в картине мира человека.

- Как я понял, мы видим две стратегии в практике - позволение, принятие в себе таких феминных качеств как мстительность, зависть и т.д. и проживание их в воображении до тех пор, пока они не кристаллизуются в некие отыгранные качества, да?

- Да. И поменять свое отношение к этим качествам.

- А непрощение, что это? Приходится часто сталкиваться с ним в работе с людьми. Как от непрощения прийти к искреннему, глубокому прощению?

- Непрощение - это зависимость, симбиоз. Необходимо глубокое проникновение в ситуацию и взаимосвязи, возникшие в ней, обращение внимание на выгоду, которую имеет человек от этого взаимодействия и вывод ее в осознание. Увидев весь механизм и почувствовав, сколько силы уходит на его поддержание, человеку будет значительно легче отпустить ситуацию.

- Спасибо. Очень много полезной информации.