• Метод Архетипических Путешествий

Лилит

Эриннии

Медуза Горгона

Ехидна

Лернейская Гидра

Тиамат

Яхве

Иштар

Абраксас

Люцифер

Баал

Хозяйка Медной горы

• Зарисовка на тему становления
Женщиной на примере мифа
об Ариадне


• Ах какая драма – пиковая дама…

• Мифодрама

Рейтинг@Mail.ru

Архетипическое Путешествие с титанидой Ехидной

- Здравствуй, Ехидна. Как ты себя чувствуешь?

- Спокойно. Хотя мне бы хотелось услышать свое изначальное имя – Чудодева Ехидна.

- Извини, пожалуйста, Чудодева. Большинство людей, знакомых с мифологией Древней Греции, знают тебя как гигантскую полуженщину – полузмею, чудовище с прекрасным ликом и змеиным телом и мать таких монстров в человеческом сознании как Лернейская Гидра, Немейский лев, Химера, Сфинкс. Мифы описывают, как ты похищала путников, мореходов, имела свирепый характер. Твое имя стало нарицательным – ехидничать, ехидство приравнивается к негативным качествам человека. Мы предполагаем, что это не совсем так, что это лишь поздние версии мифов.

- Слушая тебя сейчас, я чувствую ярость и некую неотвратимость. Я есть. И если вы хотите видеть меня такой, то так и будет. Сейчас действительно во мне поднимается внутренняя желчь, злорадство. Это как раз те качества, которые проявляются в человеке, в котором я присутствую как чудовище.

- Но ведь это не наше желание. Так описывает тебя миф, в котором мы выросли, которому нас учили. Большинству людей не известно, скажем так, истинное положение вещей.

- Для меня это ничего не меняет.

- Ты сейчас присутствуешь в большинстве людей в том виде, как тебя описывает классический миф, или так, как тебя описывают более древние источники?

- По-разному. Есть люди, в ком присутствует искра меня той, прежней. И я сейчас начинаю постепенно проявляться в людях, начался процесс моего возвращения, и именно поэтому меня не интересует – кого как учили. Я все равно буду пробиваться.

- А пробиваться в каком качестве?

- А это кто как воспримет. Если человек не будет давить в себе мои ростки, то весьма позитивно. Я очень сильно связана с телесностью, с жизненностью, с ощущениями. Я воплощаю в себе принятие человеком своей телесности, уважением и почитанием ее. Когда человек не стремится соответствовать канонам, задаваемым существующим обществом, а почитает и осознает свое тело как отражение собственной индивидуальности, когда слушает его, осознает его потребности и индивидуальные, присущие только ему ритмы. Человек, в котором мои проявления не искажены, способен воспринимать мир посредством сенсорики, тонких ощущений. Он ощущает множество взаимосвязей, не поддающихся мыслительному анализу , способен сонастраиваться на очень тонком уровне с другими живыми существами, телом чувствует благоприятные и неблагоприятные для него зоны. Люди, занимающиеся биоэнергетикой, близко соприкасаются со мной.

- В легендах, дошедших из каких-то обрывочных сказаний времен Гесиода и еще до Гесиода, описывается, что ты еще до превращения в Змеедеву любила глубокие ущелья и пещеры с высоким сводом где-нибудь вблизи моря или могучей реки. Что обозначает эта метафора? Есть ли здесь сексуальный подтекст?

- Моя энергия – это жизненность в чистом виде, которая затем проистекает через Род и находит выражение в сексуальности. Неслучайно у женщины центр тяжести в матке, которая по природе своей очень чувствительна. Опять же если вернуться к женскому организму, то он живет отличными от мужского ритмами. У женщины есть потребность периодически отдыхать от активной жизнедеятельности, пребывать в покое, «укрываться в своей пещере». Если она не слушает свое тело, свои нужды, то постепенно набирается мужских энергий, происходит энергетический перекос. Ей необходимо особенно бережно к себе относиться во время менструаций, во время которых происходит очищение ее организма на физическом и энергетическом планах. Чем более внимательна она к себе, к своей женской природе, тем глубже и богаче могут стать ее сексуальные ощущения и переживания, тем больше естественной сексуальности она будет источать.

- Вот еще одна метафора: у тебя особый взгляд, которым ты привораживаешь все живое – зверей, птиц, травы, мужей титанов, богов. Взглянешь – и не оторвать взгляда от Чудодевы. И были глаза не людскими и не звериными, о которых говорят – вот бы мне такие глаза, а что за глаза, не выскажешь. Что это за магнетический взгляд?

- Взгляд, выражающий живой интерес. Это еще одно мое проявление – искренний интерес к тому, на что обращен мой взгляд, стремление за маской, образом разглядеть неповторимую индивидуальность, суть. И это именно то, против чего очень сложно устоять. И именно этого качества сейчас очень не хватает большинству людей.

- Новизна впечатлений, видение все время нового, да?

- Да. Но новизна эта – не только все время видеть разные объекты, а умение видеть еще и разные грани одного и того же, постоянное открытие чего-то нового.

- И за тебя было все живое, как гласит легенда.

- Я воплощаю восприятие жизни как чуда, причем жизни не только человеческой, а жизни вообще.

- А почему тебя так боялась Гера? Что обозначает ее конфликт с тобой?

- Мы с Герой в некоторых смыслах антиподы, можно сказать, что каждая из нас является тенью друг друга. Взаимоотношения Зевса с Герой строятся на игре, которая постоянно проигрывается в разных вариациях. В этой игре каждый из них занимает определенную позицию, извлекает из этой позиции свою выгоду, и по сути дела их обоих это устраивает.

- Это игры, в которые играют люди – жертва, спаситель, преследователь. Тот уровень, который описан даже в психопатологии Эриком Берном. Тот же Берн писал, что между людьми может быть несколько типов взаимоотношений: ритуал, времяпровождение, игра и близость как открытость души. Уровень игр, наиболее запутанный интригами и многовариантностью ходов – уровень богов Олимпийцев, а близость, как мне кажется – это достояние титанов, в том числе тебя. Так?

- Да. Уровень игры в отношениях мужчины и женщины - часто очень нужный этап при познании друг друга, определение границ своих и Другого, такой поединок в стиле танго. Но если пара зависает на этом уровне и не развивает свои отношения в сторону взаимной искренности, близости и взаимопонимания, то эта игра становится очень разрушительной. В результате выяснений отношений между Зевсом и Герой гибнет множество существ, а ведь каждый титан, каждая нимфа – это живая струна души человеческой.

- Освети, пожалуйста, историю с Аргусом. Он ведь тоже титан, которого взяли на Олимп. У него были бесчисленные звезды – глаза, и именно через него Гера строила свои козни против тебя.

- Аргус изначально символизирует некую трансперсональность, возможность переживание сакрального, мистического опыта. И возможность эта становится реальностью именно в нашем с ним единении, когда человек через телесные переживания получает трансцедентный опыт. Но проблема заключалась в том, что Аргус перешел в услужение Гере, он верен Олимпийским богам. Его предложение взять меня на Олимп в каком-то смысле для меня противоестественно. Переживания, возникающие в нашем с ним единении глубоко интимны, если их пытаться выносить в социум всем на показ, чудо исчезнет. Именно это и происходит часто с людьми, пережившими нечто особенное, а потом пытающимися использовать этот опыт для социализации. Они эксплуатируют свой опыт, часто зарабатывают себе имя и еще чаще постепенно становятся его же рабами. Если такой человек заменяет внутренний ориентир на внешний, то тем самым он закрывает себе путь к дальнейшему развитию. Единственное, на что он становится способен – это копировать себя же. Аргусу было дано место на Олимпе, и если провести параллель с существующим ныне обществом, то это выражается в тяге некоторых людей к мистическим, запредельным переживаниям, но подавляющее большинство из них при этом относятся с презрением к своей телесности, смотрят на нее как на досадную необходимость, тем самым попирая законы собственной жизненности. Но и Аргус в результате дальнейших интриг Зевса и Геры был убит. И опять же вернемся к сегодняшнему дню и современной культуре – среднестатистический человек отрезан как от собственных низов, так и от собственных верхов.

- А что за история, связанная со страшным сатиром Айгипаном, который, кстати, был молочным братом Зевса? По легенде вы с ним стали жить в пещере над Тартаром, и ты рожала от него детей – чудовищ: Немейского льва, Лернейскую гидру, Химеру.

- Так же как я являюсь в некоторых контекстах Тенью Геры, так и Айгипан – Тень Зевса. Или Зевс – Тень Айгипана, это вопрос риторический. Айгипан несет в себе глубинные маскулинные энергии, земные силы, так же вытесняемые. И то, что мы объединяемся с ним в союз, очень символично.

- А существа, которых вы порождаете, и которых потом убивают герои?

- Они воплощают собой хтонические силы и связанные с ними возможности, способности человека, которые абсолютно не вписываются в героический миф.

- Получается, что Герой в классическом понимании – это человек, над которым висит страх кастрации. На бессознательном уровне он постоянно одержим этим страхом. Поэтому он постоянно воюет с иррациональным, женским, во всем углядывая зачатки Великой Матери, которая как бы должна его кастрировать. И он пытается все иррациональное уничтожить, а вместе с тем и живое.

- В архетипе Героя отсутствует некая внутренняя зрелость. Ведь во многих мифах и желание совершить подвиг, убив чудовище, исходит не от него самого, а по наущению какого-нибудь бога или по велению царя как суперэго, либо из желания прославиться, доказать свою силу, при этом он сам не испытывает каких-то глубоких симпатий или антипатий по отношению к своей жертве.

- То есть это стадия развития подростка.

- Или юноши, который никак не может стать мужчиной.

- А что обозначает ваше с Айгипаном убиение по сюжету мифа? Что происходит? Побеждает разум, логика, человек переходит от чувственного типа к мыслительному, наш логос становится рациональным?

- Можно это выразить и так. Пока мы были живы, порождали сущностей, которые время от времени периодически бередили пространство, хоть как-то его уравновешивая. Человек разучился познавать этот мир посредством сенсорики. За чувства не могу говорить, это не совсем мое.

- И возникает логос, в котором главенствует доминанта разума. А все, что не является разумом, относится либо к бесовщине, либо отвергается, либо вообще не принимается в расчет. И религия и наука – все это примат разума.

- Да. Если чувства еще хоть как-то присутствуют, хотя и считается, что человек, живущий чувствами, чудаковат, не всегда адекватен, то телесность вообще перестает осознаваться, а постоянно насилуется либо нещадно эксплуатируется. В истории довольно различных примеров на эту тему.

- И тогда, чтобы человек хоть как-то осознал свое тело, пусть через боль, появляются болезни. Но вот, видимо, начинается эпоха, когда этот логос, построенный на доминанте рассудка, начинает трещать по швам. Можно увидеть это по многим признакам: возникновение виртуальных реальностей, падение столпов нравственности, хаотизация, постмодернизм, тенденция к всевозможности и вседозволенности. Начинают просыпаться титаниды, титаны. Что нужно сделать, чтобы оживить тебя в себе как мужчине, так и женщине? И оживить не только в виде чудовища, а и в виде первозданной телесной чувственности?

- Сейчас появляются пратики, помогающие движению в этом направлении. Необходимо очень бережно и внимательно исследовать себя, познать свое тело на более глубоком уровне. Это задача сложнее, чем она кажется на первый взгляд. Необходим серьезный толчок в сознании, действительное изменение восприятия своего тела. Прийдется отказаться от многих стереотипов поведения, пройти через собственные сопротивления.

- А способствуют этому такие движения, как, скажем, уход из мегаполиса в природожительство, родовые общины, ближе к земле?

- Это, безусловно, создает более благоприятные обстоятельства для изменений, но не гарантирует их.

- То есть, человек может уйти в такую общину и опять витать в эзотерических облаках. Можешь дать какой-то ключ к своему пробуждению?

- Начать можно с естественности. Постараться хотя бы на какое-то время выйти из всех возможных графиков и распорядков, не ориентироваться в отношении телесных желаний и потребностей вообще ни на какие установки, отпустить тело по максиму и приводить в действие любой импульс незамедлительно. Нащупать свой ритм, индивидуальный, научиться воспринимать мир с точки телесного комфорта. Еще очень хороша практика нахождения нового в привычном. Это когда видишь, например, один и тот же пейзаж каждый день, и каждый же день стараешься увидеть какую-то деталь, не замеченную раньше.

- Мне кажется, некоторые читатели могут воспринять эти рекомендации легковесно. Вот, например, пикапер вышел на улицу и полез всем женщинам под юбку, казалось бы тем самым удовлетворив свои телесную природу. Но ведь это не так. Он удовлетворил не свою телесную природу, а скорее свои социальные амбиции.

- Я как раз хотела об этом сказать. Если человек действительно почитает свое тело, то и допускать к нему каждого встречного не станет, не относится к телу как к разменной монете. Это свобода, сочетаемая, я бы сказала, с целомудрием, с некой девственностью душевной. А для этого нужен определенный уровень самосознания человека.

- Сейчас появляется много психологических, эзотерических, телесно-ориентированных практик, которые, казалось бы ведут к прочувствованию тела, к каким-то изысканным методам удовлетворения телесных потребностей, к соединению тела с духовностью и т.д., но, мне кажется, в большинстве из них чего-то не хватает. Многие из этих практик ориентированы на социальные нормы и установки, на то, что спущено как нормой Афиной. А мне видится, исходя из нашей беседы, что верный ориентир – это познание индивидуального ритма своего тела и его потребностей.

- Да. И практики, о которых ты говоришь, в массе своей строятся по принципу Героического мифа. Они нацелены на достижение, а не на позволение. Сам принцип целеполагания строится в изначально противоположном мне ключе. Даже многие женские практики, сексуальные проходят по такому же сценарию.

- А что нужно, чтобы подойти к индивидуальному, чтобы это не было ни достижением, ни пусканием пыли кому-то в глаза, ни оправданием – ведь это основные мотивы, по которым люди идут заниматься такими практиками?

- Я не могу и не хочу давать какого-то готового рецепта. В каждом человеке есть мой зов. И от каждого человека в отдельности зависит, хочет он услышать и пойти на этот зов или нет. Мне очень важна взаимность, взаимный интерес друг к другу.

- Наверное, одни из ключей будет рекомендация – не нужно бояться иррациональности.

- Я бы сказала – не бояться самому или самой быть иррациональным, нелогичным, непонятным, иногда странным. А потом, пока у человека не возникнет желание, идущее из глубины души, никакая рекомендация, никакой ключ не принесут реальных плодов.

- Как ты считаешь, сколько времени пройдет, пока восстановится преимущественно естественный порядок вещей – вызволятся естественные маскулинность и феминность, восстановятся в людях?

- К этому идет. У многих просыпается сейчас сенсорика. Другое дело, что люди либо не знают, что с ней делать, пугаются происходящих с ними процессов, либо начинают ее эксплуатировать и сразу устремляться к звездам – такой массовый путь.

- Возвращение сенсорики приводит к массе колбашений. Человек становится чувствительным, он чувствует все, что происходит в нем. И все эти дисгармонии, которые копились в нем, в его роду тысячелетиями, всплывают, и все у него начинает болеть, трещать по швам. Что с этим делать?

- Проживать. Если человек качественно проживает это колбашение, осознает в итоге его причину, а не вытесняет его, то его жизнь выходит на новый уровень. Возникнут, возможно, позже другие проблемы, но усвоенный жизненный урок, какие-то приобретенные навыки и качества останутся с человеком навсегда. Актив перейдет в пассив. Если же человека колбасит постоянно на одну и ту же тему, скорее всего он где-то застрял.

- То есть, вот это нигредо неизбежно и как раз является критерием того, что человек идет в верном направлении. А если все происходит легко и безболезненно, то тут есть какой-то подвох.

- Я бы не стала сводить всех к одной общей схеме. Все действительно индивидуально.

- Мне кажется, что именно алхимики, которые отталкивались от знания древних слоев мифологии, ближе всего подошли к этой разгадке. Недаром они вывели эти стадии – нигредо, альбедо, рубедо. Нигредо – это прохождение через свой внутренний ад, который копился тысячелетиями, а после выхода из этого ада появляются Царь и Царица – истинные феминность и маскулинность, они соединяются в одно, и происходит настоящее возвращение человека, возвращение самого себя – тот самый философский камень. Скажи, пожалуйста, ты хочешь еще что-нибудь добавить к нашей беседе?

- Я бы хотела акцентировать внимание, что в человеческой душе всем хватит места - и титанам, и Олимпийским богам. Не нужно «свергать» богов и возвеличивать исключительно титанов. Но для достижения внутренней цельности необходимо отдать титанам титаново, а богам богово, не смешивать свое интимное пространство с социальным. К примеру, я и Гера можем прекрасно дополнять друг друга в женщине, если она проводит властительную и божественную Геру как социальную роль, при этом в своей интимной семейной жизни проводя мой поток со всеми его качествами.

- Спасибо, Чудодева Ехидна.